Четверг 15 Ноябрь 2018
Такси Тук Тук

Автомобилизация Александрии 100 лет назад: оригинальная работа юных историков (ФОТО)

Группа молодых александрийских исследователей-любителей недавно завершила чрезвычайно интересную работу на тему «Авомобилизация Александрии в начале ХХ века».

Ее авторы — а это ученицы Александрийского УВК «Лицей информационных технологий — специализированная школа I степени» восьмиклассница Александра Бешеная — лидер группы, Валерия Кобзарь, 8 класс; Анастасия Кондратова, 10 класс; Владислава Монастырская, 10 класс и Дмитрий Ефремов, студент Киевского национального университета имени Тараса Шевченко — провели исследования в рамках участия в конкурсе «История моей громады: прошлое для общего будущего» от представительства Ассоциации Немецких Народных Университетов в Украине (DVV International Ukraine) и Всеукраинской ассоциации преподавателей истории «Новое время».
После участия в конкурсе Анастасия, Владислав и Александра (на фото они слева направо) недавно представили свою работу в форме доклада и слайд-шоу перед журналистами Александрийских СМИ в Доме футбола.

Эта историко-краеведческая работа вызвала у присутствующих большой интерес прежде всего своей оригинальностью — отдельно такую ​​тему, кажется, еще не разрабатывал никто из местных исследователей. Стоит также обратить особое внимание на винтажность художественного оформления материала в духе более чем 100-летней давности, которое выполнила самая молодая из участниц Саша Бешеная (она же — и лидер этой команды), тем самым проявив незаурядный художественный вкус. Далее — фрагменты работы в том виде, в котором она была представлена ​​на конкурс.

Также заинтересовавшись данной темой, «Голос громади» попросил независимых экспертов в области авторетротехники прокомментировать некоторые моменты. По мнению знатоков, на снимке реальные александрийское авто и один из его владельцев, но фото снято явно не в Александрии. Добавим, что из этих же источников известные марки упомянутых александрийских служебных автомобилей: это были два «Форды-Т».

Предприимчивому Александрийском немцу не повезло: для такси время еще не пришло, конный транспорт еще долго будет оставаться популярным (и дешевым) видом передвижения. Как тут не вспомнить героя романа Ильфа и Петрова — водителя Адама Козлевича, который был рад бесплатно покатать хотя бы кого-то на своей «Антилопе Гну», а желающих все равно не было …

А это тот самый известный поэт из Александрии Леонид Чернов. Он прозаик, драматург, актер, переводчик и ко всему — путешественник. Архивное фото датировано 1927 годом.

Как видим, «золотая молодежь», а по-простому — «мажоры» — существовали и в те времена. И для них совсем не хитрые к тому времени «правила безопасности дорожного движения» тоже были не писаны. Кстати говоря, по мнению специалистов, самого Леонтьева в 1914 году уже не было, поэтому возможно, ребята взяли машину у кого то из его родственников.

Проблема: автозаправочных станций и колонок тогда еще не существовало. Логистика полного была налажена иначе. Измерение его количества идет почему-то не в литрах, а в пудах (1 пуд = 16 кг)

Одно из первых тогдашних многодневных «ралли». Средний пробег 193 версты в сутки, то есть примерно 200 км (1 миля = 1066,8 м) в кого-то может вызвать ироническую улыбку. Но для тех времен это было совсем неплохо.

Этот слайд снова вызывает стойкую ассоциацию с сатирическим романом Ильфа и Петрова «Золотой теленок» … Помните нетленный лозунг с тех пор «Ударим автопробегом по бездорожью, разгильдяйству и бюрократизму»?

Довольно интересный выписку из тогдашней (вероятно, губернской) газеты:

«Автомобильный пробег. Екатеринослав, 29 августа.

Пока без штрафов прибыли: Гесс (Бенц) (марка авто — прим.ред), Стеух (Виндгоф), Городецкий (Бенц), Н.Брун (Титан), вассала (Опель), Яцкевич (Бенц), Роте (Бенц) , А.Фаатц (Мерседес), Фриессе (Делоне-Бельвиль), Ваккер (Опель), Пенистан (Кейс), Дмитриев (Делоне-Бельвиль).

Выбыли А.Брун, Суручану, князь Урусов, Кавур. Суручану, отремонтировав бак, догнал участников пробега. В Екатеринославе Петрило у Павлыша наскочил на мальчика. Руссо на Мерседесе, сбившись с дороги, прибыл позже нормы. В Екатеринославе участников чествувалы банкетом, принимали очень тепло. Ван-дерШкруф».

(Опять цитата из «Золотого теленка», где Остап Бендер спрашивает встречающих автопробег: «А можно наоборот: сначала обед участникам пробега, а затем — торжественный митинг?»)

Интересно, что газетный хроникер Ван-дер-Шкруф, пожалуй, что-то перепутал относительно нашего Павлыша: знатоки утверждают, что вокруг тогдашнего Екатеринослава (ныне. Днепр) не было никаких населенных пунктов с таким названием.

В завершение. Корреспондент «Голоса общины» пообщался с лидером исследователей Александрой Безумной:

— Саша, эта редкая и популярная тема могла бы стать основой если не диссертации, то по крайней мере научной монографии. Кому из вашей группы первому пришла в голову эта идея?
Вообще я люблю историю, как науку и в частности — историю родного края. Однажды мне попался на глаза небольшой материал на тему автомобильного транспорта того времени, он меня немного заинтересовал. И тут мой папа и подсказал: «А попробуй-ка глубже исследовать эту тему относительно Александрии». Мне удалось заинтересовать своих друзей, которым тоже не безразлична наука история и вот что у нас получилось совместными усилиями.

— Какими источниками вы пользовались?

Разными. Это работы ряда краеведов, материалы Александрийского музея им. А.Ф.Худяковои, специализированные интернет-сайты. А также консультации экспертов Комиссии исторических транспортных средств Автомобильной федерации Украины (FAU).

Голос Громади

x

Посмотрите еще

Работники культуры отметили профессиональный праздник. ФОТО

9 ноября будет отмечаться Всеукраинский день работников культуры и мастеров народного искусства. По этому случаю ...

EnglishRussianUkrainian