Лена Карпачева: Загадочная картина Яна ван Эйка

Лена Карпачева: Загадочная картина Яна ван Эйка

В битве при Ватерлоо был тяжело ранен английский майор Гей, и его поместили на лечение к одному из жителей Брюсселя.

Во время болезни единственной утехой для раненого была cтаринная картина, висевшая перед его кроватью. Выздоровев, при расставании он выпросил у хозяев эту картину на память об их гостеприимстве. Теперь это полотно является одним из сокровищ Лондонской национальной галереи. Это «Портрет четы Арнольфини», написанный в Брюгге в 1434 году нидерландским художником Яном ван Эйком (ок. 1385 -1441).

«Портрет четы Арнольфини» считается самым обсуждаемым полотном эпохи раннего Северного Возрождения. В загадочной картине зашифровано немало скрытых символов, указывающих на то, чему на самом деле посвящен сюжет. Даже спустя несколько столетий не утихают споры, кто же изображен на полотне и запечатлел ли автор сам себя.
Вроде бы, судя по названию, картина является визуальным подтверждением свадьбы Арнольфини, но тут возникает вопрос – была ли невеста беременна. Если да, тогда свадьба была вынужденной и от этого позорной. Тогда ясно, почему бракосочетание проходит в маленькой комнатке, никак не соответствующей высокому статусу Джованни Арнольфини, итальянского купца из Брюгге. Но существует и другое мнение. Историки моды объясняют, что в XV веке все наряды женщин шились в стиле «а-ля беременная». Таким образом женщина оправдывала себя в глазах церкви за ночной грех и демонстрировала, что она якобы «вечная мать». Более того, эксперты моды утверждают, что на наряд супруги Арнольфини ушло не менее 35 метров ткани, т. е. женщина попросту поддерживает подол платья, чтобы не наступить на него. В Средневековье женщины уродовали себя в угоду церкви — бинтовали грудь, выбривали брови и волосы надо лбом, тогда приветствовался рахитический тип фигуры. Так подчеркивалась немощь человека перед Богом и церковью.
Вот интересно, почему Арнольфини придерживает жену левой рукой. Может, это «брак левой руки»? Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов. Составлялся брачный контракт, по которому жена не могла претендовать на наследство мужа в случае его смерти, а только лишь на оговоренную денежную компенсацию. Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы.
Обряд совершается в спальне, где все вещи имеют затаенный смысл, намекая на священность супружеского обета и семейного очага. Апельсины демонстрируют не только благосостояние Арнольфини (ведь они были дорогим экзотическим фруктом), но и олицетворяют райское блаженство, а яблоко — грехопадение. В люстре зажжена только одна свеча – символ присутствия Святого духа. Маленькая собачка – это верность, четки – знак благочестия, щетка – чистота, туфли — символ супружеской преданности и любви.

Отдельного внимания заслуживает зеркало на стене. Оно отражает фигуры главных действующих лиц и очертания еще двух человек. Их лиц не разобрать, но ясно, что это мужчина и женщина. Искусствоведы предполагают, что ван Эйк изобразил сам себя и супругу. Косвенным подтверждением этой догадки является надпись над зеркалом: «Johannes van Eyck fuit hic», т. е. «Ян ван Эйк был здесь».Вокруг зеркала — сцены страстей Христовых. Даже сегодня специалисты разгадали далеко не все символы, заложенные в этом портрете Яном ван Эйком. Кто же все-таки изображен на картине? Это семейная сцена из жизни самого художника (некоторые искусствоведы предполагают, что ван Эйк изобразил себя и свою жену или сестру Маргариту), а вовсе не заказанный портрет? До сих пор вопрос остается открытым…

Автор Лена Карпачева

Схожі публікації